бесплатная консультация и вся информация, связанная с процессом захоронения и порядком его проведения по телефонам

Мои офертыОферта на Портале Поставщиков
Здесь представлен
официальный список «черных агентов».
 
Подготовка после смерти


Первые шаги

Смерть близкого человека один из непростых этапов жизненного пути , который необходимо преодолеть всем нам . Горе и скорбь в эти тягостные моменты вместе с Вами готовы разделить и мы.

Превозмогая безмерное страдание вы вступаете в круг забот , связанных с проведением похорон умершего, забот неотложных и в большинстве случаев непривычных или вовсе неведомых, когда растерянные, плохо представляете с чего начать.В этот момент вы как никогда нуждаетесь в советах и помощи знающих людей.

Звоните нам по телефонам (499)196-49-51 и (499)196-83-82 и в любое время суток вы получите помощь специалистов.

Наши агенты возложат на себя роль организаторов всего процесса . Их высокий образовательный уровень, профессиональная подготовка ,способность быстро принимать решения, необходимы в любой неординарной ситуации , которая может сложится на стадии ритуала.

Последовательность всего процесса от смерти до погребения представляет собой следующее:

  1. вызов скорой помощи и констатация смерти с оформлением всех необходимых документов;
  2. перевозка тела в морг или по желанию бальзамирование ;
  3. заказ и подготовка всех необходимых похоронных принадлежностей ;
  4. оформление гербового свидетельства о смерти и справки в СОБЕС;
  5. процедура захоронения или кремации

На каждой стадии сотрудники нашей ритуальной службы подскажут и посоветуют с учетом пожеланий и возможностей заказчика как выполнить процедуру оптимально и с соблюдением всех требований. Они вызовут специалиста по бальзамированию , если похороны решено проводить из дома, помогут произвести выбор гроба и всех необходимых похоронных принадлежностей, предоставят катафальный транспорт с автобусом для сопровождающих, дадут рекомендации по одежде покойного, траурного убранства комнаты. Помощь в организации похорон не роскошь , а мера , позволяющая избежать излишних затрат, сэкономить время, которого остро не хватает , если пытаться успеть самим в печальные дни подготовить умершего в последний путь. Поэтому затраты на услуги агентов службы, будут компенсированы сокращением расходов , совершенных по неопытности и не знанию в случае самостоятельного проведения похорон.

Приготовления в доме

К сожалению, многие в своей жизни сталкивались со смертью…

Знакомые, соседи, известные и знаменитые люди. Но совсем другое дело – если умер Ваш близкий и родной человек.

В эту трудную минуту, которая не обходит стороной ни один дом, Вам может подсказать как и что нужно сделать, к кому обратиться, чтобы достойно проводить в последний путь дорогого человека, городская специализированная служба по вопросам похоронного дела при правительстве Москвы » Последний обряд».

Звоните нам по телефонам (499)196-49-51 и (499)196-83-82 и в любое время суток вы получите бесплатные консультации специалистов.

На Руси существуют закрепленные традиции, действия, которые желательно исполнить в эти скорбные дни.

В момент смерти в комнате зажигали лампадку, заботились о церковном поминовении усопшего. Обычно заказывали Сорокоуст – поминовение за Божественной литургей в течении 40 дней.

Необходимо сообщить близким родственникам и знакомым покойного,можно опубликовать некролог в прессе.

Интерьер жилища несколько меняют – занавешивают окна, зеркала, экраны телевизоров, мониторов, фотопортреты.

Фотографию покойного с траурной лентой ставили на видном месте в комнате.

Важной частью погребального ритуала было обряжение покойного.

Перед тем, как положить умершего в гроб, последний окропляют святой водой.

Перед этим можно пригласить священника для отпевания умершего.

Оставлять покойного на ночь одного не полагалось. Обычно близкие родственники оплакивали его, сидя у гроба, как бы продолжая общение с умершим, вспоминая события, связанные с ним.

По традиции хоронить покойного надо около полудня, обязательно до захода солнца.

Вновь пришедшие, подходя к гробу, должны были перекреститься, поздороваться и поклониться покойному, попросить у него прощения. Присутствующих приветствовали поклоном головы, желать здоровья было непринято. Можно было также прочитать краткие молитвы над гробом.

Вынос тела представлял собой сложный ритуал, направленный на защиту живых от вредоносных сил покойного.

Бальзамирование

Своей глубокой скорби человек всегда стремился остановить время, увековечить память об умершем. Это стремление, порожденное страданием и любовью, ищет выход и выражение. Потрясающие музыкальные реквиемы, поэтические эпитафии, прекрасные живописные портреты создавались в трагические дни жизни творцов. Само искусство портретной живописи, для которого характерно ярко выраженное сходство с конкретным человеком, восходит к фаюмским портретом Древнего Египта. Эти заупокойные живописные портреты писались воском на доске (в ранний период, относящийся к первому веку до новой эры, – на холсте), вставлявшиеся затем в бинты мумии на месте лица. Благодаря малой химической активности воска, его влагоустойчивости эти посмертные портреты в течении долгих веков сохраняли свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В первые их нашли археологи в Египетском оазисе Фаюм более ста лет назад в 1887 г.

Искусство древних художников и бальзаматоров, вместе работавших над сохранением облика современников, сберегло их черты.

Древние египтяне благоговейно относились к телу умершего, они старались сохранить его, сберечь от разрушения возможно дольше, “дабы душа не скиталась по свету”, – такое представление соответствовало их религиозным верованиям.

Первым бальзаматором, по древнеегипетскому преданию, был Анубис ( он же позже – Осирис) – бог покровитель умерших, царь загробного мира. Его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращение его в мумию. Анубису приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (в “просветленного”, “блаженного”), оживающего благодаря этому жесту.

Исследователи отмечали так же, что в Египте не бальзамировали тела умерших детей, считая их безгрешными. Лишь однажды, как описывает граф Кайло, была найдена мумия маленького мемфисского принца

Эти представления египетских жрецов, врачей, бальзаматоров о взаимообусловленности греха и тлена близки к русскому православному сознанию с его поклонением святым мощам – нетленным останкам, богомольям с припадением ради исцеления к раке преподобных Сергия Радонежского, Дионисия Глушицкого, других особенных чтимых в народе святых, традицией долгого прощания с почившими отцами церкви.

С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно становится на научную основу, опираясь на достижения химии, физики, биологии.

В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке, это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика И.Буша, написанное в 1831 г., труды основоположника топографической анатомии – профессора И.В.Буяльского.

Профессор М.Попов вместе с известным биологом Д.Зерновым бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894 году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и карболовую кислоту. Как и другие известные анатомы Г.Иософов, П.Минаков, Н.Лысенков, Шавловский, Н.Ф.Мельников – Разведенков, он по достоинству оценил новое бальзамирующее средство – формалин, открытый Блюмом в 1893 году.

Прекрасно сохраняет формы мышц метод бальзамирования, найденный в 1924 году Н.С.Кондратьевым. Он использовал для введения в кровеносную систему раствор каучука в бензине, а так же формалин и спирт.

Похоронная процессия

Вынос тела представлял собой сложный ритуал, направленный, главным образом, на охрану живых от вредоносных сил покойного.

Гроб выносят ногами вперед, обращая лицо покойного к выходу.

Выносящие поют «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». Считалось, что после этого усопший не найдет обратной дороги. По поводу того, кто должен выностить гроб, в разных районах существуют разные традиции – это могут быть и близкие родственники и другие сильные люди.

Иногда путь, по которому понесут гроб, выстилали еловыми ветками. Подбирать лапник после выноса считалость дурной приметой.

Для православного христианина приглашение на похоронную процессию духового оркестра не поощрялось.

Впереди катафалка близкие люди умершего несут цветы, венки, награды, тем самым отдавая ему почет. После несли крышку гроба, далее сам гроб. В городских условиях гроб на руках несут недолго – его ставят на катафальный транспорт. В специальный автобус садятся родственники и знакомые.

На похоронную процессию нельзя было смотреть из окна, надо было выйти из дома, чтобы оказать честь покойному.

В похоронной процессии было принято раздавать милостыню первому встречному (хлеб, конфеты, деньги). Этот человек должен был взять подношение и пожелать успокоение усопшему.

По дороге до кладбища православных христиан отпевали в храме, в настоящее время можно пригласить священника для отпевания на дом.

Обряд православного погребения

Под именем погребения в Православной Церкви под разумеются молитвословия, совершаемые с самого момента разлучения души с телом, обрядовые приготовления тела, отпевание в храме, предание земле и последующие действия и поминовения.

Все действия, которыми сопровождается обряд – «…это молитвы за усопшего – буквально вместо него; когда живые отдают умершему временно свои уста, чувства, энергию своей жизни»

Последований погребения у нас имеется несколько: мирян, младенцев, монахов, священников и особый чин на Святую Пасху.

Суть православного погребения заключается в воззрении церкви на тело, как на освященный благодатью храм души, – на жизнь настоящую, как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть, как на сон, по пробуждению от которого настанет жизнь вечная.

Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа.

Лишаются православного погребения лица, сознательно лишившие себя жизни.

Для того, чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти.. После письменного благословления архиерея, совершается обычное погребение, без прибавления каких бы то ни было других слов: просто упоминается «усопший раб Божий».

Погребение в земле есть изображение временного успения, сна; в народе называется «похоронами». Сохраняются ценности в своей целостности, а видоизменившись, это уже не ценность. Для тела земля является естественным ложем упокоения и называется усопший покойником, упокоившимся до всеобщего восстания.

Заочное отпевание вошло в наш быт, это исторически сложившаяся данность. Отпевают заочно повсеместно, но это не норма, а скорее отступление от нее.

Скоропостижно скончавшиеся, без покаяния, не лишаются христианского погребения.

В важные минуты разлучения души с телом – на исход души читаются молитвословия – «Отходная».

Есть два чинопоследования отходных: при кончине мирной и в случае мучительных страданий умирающего – «внегда человек долго страждет». В этом случае приглашается священник, и он читает каноны и молитвы о долгостраждущем.

Над телом усопшего, по примеру благочестивой древности, совершаются многозначительные действия. Тело омывается водой при мысли, что оно должно предстать Богу в чистоте и непорочности.

На тело усопшего надевается крестик. Облекается тело в новые, чистые одежды. Поверх одежд постилается белый покров (или саван), напоминающий о белой одежде при крещении.

Тело омытое и облаченное полагается на приготовленный стол, по русскому обычаю, головой к иконам. Затем полагается в приготовленный гроб, как в ковчег для сохранения. Глаза покойника закрыты, уста сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно. В руку (правую) влагается иконка Спасителя, в знак веры во Христа, или Распятие. На лоб возлагается бумажный венчик, имеющий надписание: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» – эта надпись расположена между тремя изображениями: Спасителя в центре, Божией Матери и Иоанна Предтечи по бокам. Венчик возлагается в предзнаменование того венца, которого желал Св. Ап. Павел и который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры.

По 4-м сторонам гроба ставятся светильники, на которых возжигаются лампадки или свечи, горящие до выноса тела в Храм.

В некоторых местах существует обычай кончину прихожанина извещать колокольным погребальным перезвоном. Очень поощрительно придерживаться обычая, установленного в древние времена, читать Псалтырь у гроба.

До погребения и после него об усопшем совершаются панихиды и литии. Первая панихида может быть совершена сразу после того, как облаченное тело положено на стол. Панихиды и литии совершаются неоднократно, отпевание же совершается только один раз. (Даже если бывает перезахоронение.)

К имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный» в течение 40 дней.

«К имени мирянина прибавляется – «раб Божий», «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенцем».

Во время панихиды и литии молящиеся стоят с вожженными свечами; служащий священнослужитель – еще и с кадилом.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд к Лицу Божию, в страхе к трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, мы просим облегчить участь преставившегося.

В продолжении двух дней, по верованию Церкви, добродетельная душа посещает те места, где имела обыкновение творить правду; душа же отягощенная грехами трепещет, вспоминает все неправды и злодеяния, при жизни соделанные.

В день третий; Тот, Кто Сам воскрес из мертвых в третий день, душе повелевает вознестись на небеса для поклонения Богу всяческих и показать душе различия обителей Святых и красоту рая.

По обычаю Русской Церкви, в третий день возносятся особые молитвы об усопшем – совершается чин погребения (отпевание), Он имеет не столько печальный, сколько трогательный торжественный характер: здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного сетования. Родственники усопшего иногда и бывают одеты в траурные одежды, но одежды священнослужителя – светлые. Многие песнопения заканчиваются припевом «Аллилуйя», что значит «Слава Богу». Для отпевания тело усопшего приносится в Храм. Совершается Заупокойная литургия, по завершении которой отпевание.

Не следует долго держать покойника в Храме: только в крайнем случае – одни сутки.

В первый день Святой Пасхи и в праздник Рождества Христова в Храм усопших не вносят и в эти дни не отпевают.
Гроб в Храм вносится ногами вперед и устанавливается на подставку-катафалк напротив Царских врат головой на запад. Покрывается гроб покрывалом (церковным, парчевым) во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под ее покровом. Устанавливаются крестообразно подсвечники. Зажигаются свечи. Поминальную кутью , со свечей посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Гроб до конца отпевания (если нет уважительных причин) остается открытым.

Во время пения «Со святыми упокой…» родственники становятся на колени. После прочтения Евангелия, которое читается лицом к народу и усопшему, сразу оглашается разрешительная молитва. Молитва эта, отпечатанная отдельно, по прочтении влагается в правую руку усопшего.

Происходит прощание с покойником – «последнее целование». Священник целует иконку (крест), и осеняет (благословляет) рукой усопшего. Последнее целование родственники совершают, прикладываясь к иконке (кресту) и венчику. Если отпевание бывает при закрытом гробе, то целуется крест на крышке гроба или в руке священника.

Отпевание заканчивается литией и при пении «Святый Боже…» тело провожается на кладбище.

Если священник не сопровождает гроба до могилы, то в Храме совершается предание земле. Священник посыпает землю на закрытое покрывалом (саваном) тело усопшего с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней».

Если ранее было соборование, то оставшееся освященное масло также возливается на тело. После предания земле гроб закрывается крышкой, которая забивается гвоздями. По просьбе родственников, землю можно посыпать на бумагу; в кулечке ее перевезут на кладбище и там сами, перед закрытием гроба крышкой, посыпают крестообразно ею тело.

Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище. При опускании тела в могилу еще раз совершается лития.
Гроб с телом в могиле полагается ногами на восток, головой на запад, – как стоял гроб в Храме и как всегда мы молимся; на восток – в ожидании наступления утра вечности или второго пришествия Христова.

Над могильным холмиком устанавливается Крест. Он ставится у ног усопшего так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойника. Также ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Существует обычай устраивать в память усопшего после его погребения похоронный обед (поминки ). Заслуживает одобрения этот обычай, если ему придан пристойный, церковнообрядовый характер.

Присутствие священнослужителей на поминальных обедах практикуется. В начале трапезы священник или диакон совершает литию, в конце возглашает «Вечную память». Предваряет все кушанья на трапезе кутья (коливо), которая была при погребении. В конце трапезы подается кисель , в некоторых местах с молоком (коровьим в дни не постные, в постные же – миндальным, маковым и проч.).





©1995-2014, 'Обряд' и 'Последний обряд'. Все права защищены.
Правительство Москвы. Департамент потребительсткого рынка и услуг.
Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Создание сайта
Kproject


 
Справочник ритуальных услуг РосРитуал